Поиск
Социальные сети
Комментарии
Мини-чат
Новости
Загрузка...
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Научная организация учебного труда [ Добавить статью ]

Как повторять изученный материал

Как повторять изученный материал

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ

Самый непродуктивный, утомительный и - увы! - распространенный способ повторения - традиционно-репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой. Мы будем говорить о другом повторении - активном и развивающем. Главный принцип такого повторения - переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

СВОЯ ОПОРА

ФОРМУЛА: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту. (Преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев советует опоры переименовать в шпаргалки. И провести урок "Виды шпаргалок и приемы их составления", а под этим "соусом" рассказать, как использовать опорные конспекты.)

ФОРМУЛА: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ

ФОРМУЛА: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы. Этот прием по технологии подобен "Пресс-конференции", но имеет другие цели.

СВОИ ПРИМЕРЫ

ФОРМУЛА: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Пример. ГЕОГРАФИЯ

Тема урока: "Экологические проблемы". Класс разбит на три группы. Ученики каждой группы получают свое задание:

1. Перечислите экологические проблемы нашего города.

2. Предложите идеи, как сделать город экологически более чистым.

3. Перечислите известные вам экологические проблемы, о которых мы не говорили на этом уроке.

Пример. МАТЕМАТИКА

Учитель: - Итак, мы уже умеем находить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение.

ОПРОС-ИТОГ

ФОРМУЛА: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное.) Что новое сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться "административными мерами", чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело - он может наравне со всеми сказать и свое мнение.

ОБСУЖДАЕМ Д/3 (домашнее задание)

ФОРМУЛА: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?

При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.

Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Поэтому далее мы рассмотрим группу приемов организации домашнего задания.

ДИАЛОГ

- Мне кажется, что прием "Повторяем с контролем" не очень-то отличается от традиционно-репродуктивного повтора.

- И да, и нет... Здесь главная часть работы - постановка вопросов, а это не репродуктивная деятельность. Прием наиболее хорош в слабых классах. Или в том случае, когда вы только начинаете работать с новым классом.

- Обязательно ли, чтобы ученики в парной работе отвечали подряд на все вопросы друг друга?

- Нет. Это диктуется логикой урока и наличием временем. Вариантов много. Могут по очереди задавать друг другу вопросы вразбивку. Могут выбрать по три вопроса из списка соседа и ответить на них, могут...

- Я хочу сказать о приеме "Обсуждаем д/з". Не получится ли, что группка лентяев будет громче всех настаивать на минимизации или отмене задания?

- При правильной организации д/з - а мы еще будем говорить об этом - этот нежелательный эффект не возникает.

 

Категория: Научная организация учебного труда | Добавил: nataivanova (25.02.2015)
Просмотров: 368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Вход на сайт
Часы
Жизнь сайта
Аквариум
гороскоп
Ваши биоритмы
Играй с дельфи
Погода в доме
Пятнашки
Радиомир
br>


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 169
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz